Ассоциация АЭРОНЕТ

Ассоциация эксплуатантов и разработчиков
беспилотных авиационных систем

США. Пошаговый подход к нормативному регулированию в сфере беспилотных систем

Некоторое время назад в США пришли к пониманию, что для удержания лидерской позиции и содействия экономическому росту необходимо расширить доступ БАС в национальное воздушное пространство реализовав пошаговый подход в регулировании с учетом доступных технологий, разрабатываемых стандартов и необходимости обеспечения безопасности и неприкосновенности частной жизни. 

Согласно действующим правилам для коммерческой или некоммерческой эксплуатации гражданское БВС должно быть зарегистрировано, должно иметь сертификат летной годности и пилот должен иметь свидетельство пилота. Проблема состоит в том, что процедура выдачи сертификата и свидетельства была написана для пилотируемой авиации и не учитывает особенности беспилотной авиации. Получение сертификата типа и стандартного сертификата летной годности занимает от 3 до 5 лет. Для малых БАС это не приемлемо, так как технологии развиваются столь быстро, что к моменту получения сертификата такое БАС становится уже технологически устаревшей. Существует еще ряд возможностей для  производителей и операторов БАС:

1)      получить специальный сертификат летной годности экспериментальной категории – для выполнения научных исследований и разработок, подготовки экипажа и изучения рынка; запрещена коммерческая перевозка людей или груза;

2)      получить сертификат типа для получения стандартного сертификата летной годности - для категории специального класса летательных аппаратов (нетрадиционные летательные аппараты, для которых стандарты летной годности еще не разработаны);

3)      получить сертификат типа для получения специального сертификата летной годности ограниченной категории – для выполнения операций специального назначения, а именно:


-сельскохозяйственных работ;
-охраны лесов и живой природы;
-наблюдения с воздуха;
-патрулирования (трубопроводы, ЛЭП);
-искусственного воздействия на погоду;
-воздушной рекламы;
-других операций, предусмотренных FAA;


4)      получить специальное летное разрешение на выполнение серийных летных испытаний новых серийных ВС.


Но Федеральная авиационная администрация (FAA) признает, что данные виды разрешительных документов накладывают существенные ограничения и не предоставляют  требуемой гибкости для регулярной эксплуатации малых БАС.

Таким образом, признавая, что существует проблема применения действующих правил к эксплуатации малых БАС и что необходимо снижать затраты налагаемые существующей сертификационной процедурой, FAA начала разработку Правил выдачи разрешений на эксплуатацию малых БАС.

На время разработки Правил FAA предложила пользователям промежуточный механизм получения разрешения на коммерческую эксплуатацию малых БАС в контролируемом пространстве с низкой степенью риска.

Оператор БАС подает в FAA заявку (процедура бесплатна, на рассмотрение заявки отводится 120 дней) на получение освобождения от исполнения тех положений нормативных документов, которым он не может соответствовать, с подтверждением общественной пользы и поддержания безопасности на требуемом уровне. Получив освобождение (на срок до 2 лет) оператор автоматически получает от FAA разрешение на выполнение полетов везде за исключением запретных зон и других мест, таких как большие города или ВП с высокой плотностью воздушного движения, где эксплуатация БАС запрещена. Данное разрешение имеет следующие ограничения:

 - БВС должно иметь вес меньше 25 кг и эксплуатироваться на высотах ниже 60 метров в дневное время в условиях хорошей видимости (VFR) на расстоянии прямой видимости от пилота и на определенном расстоянии от аэропортов или вертодромов, а именно:

- 9,3 км от аэропорта с командно-диспетчерским пунктом;

- 5,6 км от аэропорта с опубликованной схемой полета по приборам, без командно-диспетчерского пункта;

- 3,7 км от аэропорта без опубликованной схемы полета по приборам или командно-диспетчерского пункта

- 3,7 км от вертодрома с опубликованной схемой полета по приборам.


Если же оператору необходимо расширить данные ограничения, то он должен после получения освобождения подать заявку на получение разрешения, соответствующего желаемым требованиям.

Данный механизм не освобождает от необходимости регистрации БВС, маркировки, наличия свидетельства пилота и медицинского свидетельства.

В феврале 2015 г. было опубликовано уведомление о результатах разработки Правил для малых БАС.  Проект  Правил предлагал освободить от необходимости получения сертификатов летной годности или разрешений на БАС, выполняющие полеты в коммерческих или учебных целях, или в целях проведения НИОКР и удовлетворяющие следующим требованиям:

БВС должно иметь вес меньше 25 кг, максимальную скорость меньше 160 км/ч и эксплуатироваться на высотах ниже 150 метров, в дневное время, при дальности видимости не менее 5 км от наземной станции, на расстоянии прямой видимости от пилота или наблюдателя и в стороне от людей, должно уступать право движения другим пилотируемым или беспилотным ВС. Запрещена эксплуатация в классе A. Допускается эксплуатация в классах B, C, D и E - на основании разрешения от УВД и в классе G – без разрешения от УВД. Пилот будет считаться оператором. В каждый момент времени оператор пилотирует одно БВС, либо с земли, либо с плавсредства. Перед каждым полетом оператор обязан проводить предполетную проверку. Пилот должен быть старше 17 лет и иметь свидетельство оператора, получаемое после прохождения разработанного FAA тестирования на знание законов аэронавтики в одобренном FAA центре и проверки Управлением транспортной безопасности на предмет угрозы безопасности, свидетельство будет выдаваться без срока действия, но пилот должен будет раз в два года проходить повторные тестирования. Медицинское свидетельство не требуется. По запросу FAA оператор должен предоставить на проверку БАС и любые требуемые по Правилам документы. В случае инцидента, повлекшего за собой причинение вреда имуществу или здоровью, оператор обязан известить об этом FAA в 10-дневный срок.  Требуется регистрация и маркировка БВС.

На основании полученных комментариев в настоящее время идет доработка проекта Правил.

Вместе с тем, FAA также работает над подготовкой норм, которые будут регулировать выполнение полетов БАС, связанных с большим риском, чем это допустимо в рамках упомянутых Правил.

Для проведения испытаний технологий и отработки процедур эксплуатации БАС FAA отобрала 6 испытательных полигонов по принципу географического и климатического разнообразия и ввела их в эксплуатацию в 2014 г. сроком на 5 лет. Также FAA отобрала 15 университетов для создания Центра передового опыта FAA для проведения исследований, обучения и подготовки в области БАС, который должен активно заработать в январе 2016. Конгресс ассигновал 5 млн.$ на 5-летние соглашение с Центром.


Допуск к эксплуатации БАС, относящихся к категории государственной авиации

FAA выдает государственной организации разрешение (в виде свидетельства), дающее на определенный период времени (до 2-х лет) право эксплуатировать воздушное судно с определенной целью в определенном ВП при условии наблюдения кем-то с земли или с пилотируемого ВС и  обеспечения мер безопасности специфичных для планируемой эксплуатации. Процесс выдачи разрешения занимает 60 рабочих дней с момента подачи заявки.

 

Допуск к эксплуатации моделей

Под моделью понимается БВС, способное выполнять устойчивый полет в атмосфере, эксплуатируемое в пределах прямой видимости от человека им управляющего для хобби или в развлекательных целях. При выполнении условий, которые будут перечислены ниже, разрешение на эксплуатацию получать не нужно:

- выполнение полета на высотах ниже 120 метров на достаточном удалении от окружающих препятствий;

- выполнение полета в пределах прямой видимости;

- выполнение полета на достаточном удалении от пилотируемых ВС и без создания помех;

- подача предварительного уведомления оператору аэропорта и командно-диспетчерскому пункту при необходимости выполнения полета в пределах 8 км от аэропорта;

- не выполнять полет вблизи людей или стадионов;

- вес ВС не должен превышать 25 кг.

Регистрация не требуется.

 

Яндекс.Метрика

Уведомление