Ассоциация АЭРОНЕТ

Ассоциация эксплуатантов и разработчиков
беспилотных авиационных систем

Проект Положения о системе добровольной сертификации на соответствие требованиям к лицам, выполняющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем в составе с БВС максимальной взлетной массой 30 кг и менее.

В соответствии с решением общего собрания от 30.11.2016 в Ассоциации разработан проект Положения о системе добровольной сертификации в Ассоциации «ЭРБАС» на соответствие требованиям к лицам, выполняющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем в составе с БВС максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Проект документа был направлен членам Ассоциации на обсуждение и публикуется для подготовки к утверждению Советом Ассоциации.

Что дает членам Ассоциации добровольная сертификация эксплуатантов БАС и аттестация внешних пилотов БВС (членов экипажа БАС)

В соответствии с воздушным законодательством необходимыми условиями использования БВС максимальной взлетной массой менее 30 кг являются наличие:

1. Страхового свидетельства, как для эксплуатации БВС в качестве АОН («полет для себя» ст. 131 ВК - обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами), так и для коммерческого использования и выполнения авиационных работ (ст 135. ВК - обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах).

2. Свидетельства эксплуатанта как для выполнения авиационных работ (ФАП-249), так и для коммерческих воздушных перевозок пассажиров или грузов (ФАП-246).

Проблемные вопросы и предлагаемые пути их решения

1. Проблема получения Свидетельства эксплуатанта. Свидетельство эксплуатанта уполномоченным органом (Росавиацией) не выдается, так как не определены правила выполнения авиационных работ и предоставления услуг с использованием БВС, порядок и форма выдачи документа для эксплуатанта БАС. При самом оптимистичном прогнозе срок подготовки нормативного правового акта составляет 6-8 мес. с момента размещения уведомления о его разработке. До настоящего времени такого уведомления на официальном сайте не было.

Также не урегулированы в воздушном законодательстве Российской Федерации следующие вопросы:

  • Допуск к эксплуатации БАС.
  • Требования к организациям, осуществляющим обучение специалистов БАС.
  • Требования к специалистам БАС, порядок допуска к работе авиационного персонала БАС.
  • Порядок подготовки к полету БВС.
  • Требования по авиационной безопасности и порядок их выполнения эксплуатантами БАС. 

Предложение: С учетом требований воздушного законодательства Российской Федерации, стандартов и рекомендованной практики ИКАО разработаны Требования к лицам, выполняющим эксплуатацию беспилотных авиационных систем в составе с БВС максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Стандарт устанавливает требования к эксплуатантам беспилотных авиационных систем, специалистам авиационного персонала БАС, порядку эксплуатации БАС, к правилам подготовки и выполнения полетов с использованием БВС с максимальной взлетной массой 30 кг и менее. Также не подлежит сомнению, что начальная подготовка в виде обязательного изучения правил полетов, как элемента развития правовой культуры в целях повышения безопасности полетов, необходима для всех внешних пилотов, вне зависимости от массы пилотируемого БВС. Выдаваемый по результатам проверки Сертификат (аналог Сертификата эксплуатанта) и Аттестат члена экипажа БАС (аналог Свидетельства пилота) – документы, подтверждающие, что организация или ИП соответствуют требованиям воздушного законодательства по безопасности полетов, а член экипажа БАС обладает знаниями, необходимыми для выполнения своих функций.

2. Проблемы страхования. Страховыми компаниями не разработаны правила страхования пользователей БВС. Серьезным страховым компаниям (Альфа-страхование, Ингосстрах, Росгосстрах и т.д.) работать отдельно с физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или даже организацией экономически не выгодно. Заключение договора страхование с малоизвестными страховыми компаниями возможно, но получить возмещение по условиям договора очень проблематично. Существенными препятствиями для страхования эксплуатантов БВС являются следующие неопределенности нормативного правового характера:

А) Учет. Каждое застрахованное воздушное судно должно быть учтено, т.е. закреплено за конкретным владельцем. Проект постановления Правительства РФ по учету БВС находится в стадии обсуждения. Имея массу замечаний, законопроект вряд ли вступит в законную силу с 05.07.2017.

Предложение: Организовать учет БВС членов Ассоциации в электронной базе Ассоциации (необходимые ресурсы имеются). При «запуске» государственного учета – получить регистрационный номер установленным порядком.

Б) Эксплуатация БВС должна быть максимальна безопасна. Эксплуатационная документация БВС должна соответствовать требованиям воздушного законодательства.

Предложение: Система сертификации и аттестации с выдачей соответствующих свидетельств, подтверждающих, что организация или ИП соответствуют требованиям воздушного законодательства по безопасности полета, а член экипажа БАС обладает знаниями, необходимыми для выполнения своих функций. В) Каждый страховой случай должен быть расследован и подтвержден уполномоченным органом. Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 № 609, не определен порядок расследования происшествий с БВС. Поиск и спасение терпящих или потерпевших бедствие БВС организует и осуществляет владелец воздушного судна (ст. 88 ВК).

Предложение: Создать в Ассоциации орган по учету, расследованию происшествий и инцидентов с участием БВС. В настоящее время налажено взаимодействие с Росавиацией. Ассоциации предоставлен доступ (ключ) в базу данных Росавиации по учету инцидентов и происшествий. По рекомендации Росавиации подготовлен первый дипломированный специалист для организации работы в Ассоциации по учету, расследованию авиационных происшествий и инцидентов с участием БВС.


Результат: В настоящее время согласовываются правила страхования для проведения открытого конкурса между страховыми компаниями с выходом на договор коллективного страхования. Ориентировочно при страховании от ущерба на сумму в 1 млн. руб. стоимость страхования 1 ед. БВС будет составлять 10-15 тыс. руб.

При этом Сертификат Ассоциации будет являться для страховых компаний гарантом в соблюдении организациями (ИП) требований воздушного законодательства по обеспечению безопасности полетов.


ПОЛОЖЕНИЕ о  сертификации в АЭРБАС 1.06.2017.docxПОЛОЖЕНИЕ о сертификации в АЭРБАС 1.06.2017.docx(doc, 82567 КБ)

Скачиваний: 13

Презентация сертификации эксплуатантов БАС.pptxПрезентация сертификации эксплуатантов БАС.pptx(pptx, 117022 КБ)

Скачиваний: 7

Яндекс.Метрика

Уведомление