Ассоциация АЭРОНЕТ

Ассоциация эксплуатантов и разработчиков
беспилотных авиационных систем

Нарушители поневоле: Минтранс и Минюст России вводят штрафы за нарушения, которых не избежать

Минтранс и Минюст России параллельно разработали проекты изменений в КоАП, предполагающие увеличение штрафов за нарушение правил пользования воздушным пространством. Теперь за несанкционированные полеты беспилотников граждане могут заплатить в 10 раз больше.


Что предлагает Минтранс?

На официальном сайте regulation.gov.ru Минтрансом России размещен проект Федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства и правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ID проекта 02/04/09-17/00073473). К сожалению, когда этот проект был размещен на сайте, сказать трудно:  в паспорте проекта указано, что в данный момент он находится в стадии ОРВ,  и  стоит дата 27.09.2017. О стадии уведомления о начале разработки проекта и стадии общественного обсуждения упоминаний нет.

Что касается сути предлагаемых изменений:

  1. В настоящее время Ст. 11.4 КоАП предусматривает за нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, наложение административного штрафа:
  • на граждан - в размере от 2 тыс  до 5 тыс рублей;
  • на должностных лиц - от 25 тыс до 30 тыс рублей;
  • на юридических лиц - от 250 тыс до 300 тыс  рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

         Минтрансом предлагается ужесточить наказание за это правонарушение, повысив размер штрафов:

  • на граждан - в размере от 20 тыс до 50 тыс рублей;
  • на должностных лиц - от 100 тыс до 150 тыс рублей;
  • на юридических лиц - от 250 тыс до 300 тыс рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

За нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, вам также сейчас грозит наложение аналогичных административных штрафов, которые Минтранс также предлагает повысить таким же образом.

  1. Также предлагается внести изменения в ст. 11.5 «Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов»:

     В первый абзац части 6 после слов «членом летного экипажа» добавить слова «или внешним пилотом», то есть в этом случае статья  будет выглядеть так:

"Управление воздушным судном, на котором отсутствует судовая и полетная документация, предусмотренная законодательством Российской Федерации, либо управление воздушным судном членом летного экипажа или внешним пилотом, не имеющим при себе документов на право управления данным типом воздушного судна, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей".

Таким образом, устанавливается, что любой внешний  пилот может управлять беспилотной авиационной системой только при наличии у него документов на право управления данным типом ВС. Таким документом в настоящее время является свидетельство пилота, выдаваемое Росавиацией в  соответствии с ФАП 147 и ФАП 32, которые устанавливают требования к членам экипажа воздушного судна и к форме свидетельства пилота. Однако, несмотря на то, что в приказе Минтранса России №240 от 04.08.2015 г. – в его редакции от 03.11.2016 – внешний пилот уже  включен в состав летного экипажа гражданской авиации,  в ФАПе №147 это отражения не нашло – в перечне лиц, которым согласно этому ФАПу Росавиация может выдать свидетельство, внешнего пилота до сих пор нет.

Ст. 53 Воздушного кодекса РФ говорит о том, что к лицам из числа специалистов авиационного персонала, допускаемым  к выполнению функций  членов экипажа гражданского воздушного судна только при наличии выданных уполномоченным органом в области гражданской авиации (Росавиацией) соответствующих свидетельств, относятся только внешние пилоты беспилотного гражданского воздушного судна максимальной  массой более 30 кг.

Как известно, в настоящее время получить свидетельство внешнего пилота для управления «тяжелыми» БАС фактически невозможно, так как регулирующие процедуру получения и форму итогового документа ФАПы не содержат упоминания о внешних пилотах и не существует требований к лицам, претендующим на получение такого свидетельства.

Документы на борту дрона - как это? 

Явный ляп очевиден и в том, что даже имеющий свидетельство пилот может быть оштрафован за отсутствие судовой и полетной документации на борту воздушного судна.  К такой документации в соответствии со ст. 67 ВзК РФ относится:

  1. судовые документы:
    • свидетельство о государственной регистрации для воздушных судов, подлежащих государственной регистрации;
    • сертификат (свидетельство) эксплуатанта (копия), за исключением случаем, предусмотренных п.4 ст 61 настоящего Кодекса
    • сертификат летной годности, за исключением воздушных судов, эксплуатация которых допускается без сертификата летной годности;
    • бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации (при эксплуатации сверхлегких и беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно);
  2. соответствующие документы на каждого члена экипажа пилотируемого воздушного судна;
  3. документы, предусмотренные уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Если на борту большого пилотируемого судна есть место для размещения этих килограммов бумаги, то как это сделать на борту БВС – остается вопросом, а в свете объявленной цифровизации всея и всего - бумажные документы на борту и вовсе атавизм.

Налицо небрежность формулировки статьи КоАП в части указания субъекта ответственности и поспешность ужесточить наказание за невыполнение требования закона, которое невозможно исполнить.


Что предлагает Минюст?

Параллельно с Минтрансом, Минюст России также разместил на сайте regulation.gov.ru  проект Федерального закона о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства и правил безопасности эксплуатации воздушных судов (01/05/09-17/00073017).

Его предложения также касаются ужесточения ответственности, предусмотренной ст. 11.5, но уже всех частей этой статьи, а не только части 6, как у Минтранса, причем речь вообще не идет о добавлении к ответственным лицам внешнего пилота.

  1. Согласно части 1 ст. 11.5  сейчас ответственность за нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев;
  • на должностных лиц - от 3 тыс. до 4 тыс. рублей;
  • на юридических лиц - от 50 тыс. до 80 тыс. рублей.

Если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, Министерство юстиции РФ предлагает повысить размеры штрафов:

  • на граждан в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей или лишение права управления воздушным судном на срок от трех до шести месяцев;
  • на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей;
  • на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.

Особенно важно, что Минюст предлагает заменить нынешнюю  формулировку ч.1 ст.11.5  - условия наступления ответственности

с

"если эти действия по неосторожности повлекли причинение легкого вреда здоровью потерпевшего"

на

"если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека".


  1. Далее в части 2 ст. 11.5  предлагается повысить существующие штрафы за те же действия, повлекшие по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, одновременно подняв до их уровня и штрафы за причинение легкого вреда  (для обоих видов причиненного вреда вместо  2-2,5 тыс предложено 30-50 тыс. для граждан или лишение на год, вместо 10-20 тыс. для должностных лиц предложено 100-200 тыс., вместо 80-100 тыс. для юридических лиц предложено 300-500 тыс. рублей).

В остальные части  3 – 9 ст. 11.5 также предложено внести изменения в части увеличения штрафов за указанные в них нарушения.


Таким образом, помимо увеличения суммы штрафов в 5-10 раз за все нарушения, предусмотренные ст. 11.5 КоАП РФ, Минюст предлагает начать привлекать к ответственности за нарушение порядка допуска к выполнению полетов воздушных судов либо правил подготовки и выполнения полетов не в случае фактического причинения вреда действием (что можно объективно констатировать и зафиксировать документально), а уже в случае,  если эти действия создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью человека. При этом не уточняется, что будет являться критерием оценки создания угрозы, кто будет оценивать, создана ли эта угроза и т.п. Данная формулировка оставляет слишком много вариантов для толкования и коррупционного применения на практике исполнителями предлагаемых наказаний.

Остается неясным, каким в итоге будет текст статьи 11.5 КоАП, поскольку разработкой проект Минтранс и Минюст занимаются параллельно. 10 октября 2017 - последний день этапа общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru предложенного Минюстом проекта. У желающих выразить свое несогласие с потенциально опасной формулировкой нарушения еще есть время это сделать на сайте общественного обсуждения.

То, что ответственность за нарушение воздушного законодательства должна быть, никто не спорит, и действующая редакция КоАП уже предполагает такую ответственность. Однако, вместо того, чтобы в первую очередь направить усилия на совершенствование правил использования воздушного пространства для беспилотников, органы исполнительной власти решили начать с ужесточения штрафов за нарушения, которых на сегодняшний день не может избежать ни один пользователь БВС.  По меньшей мере это непоследовательно. 


Комментарии:

Выполняется загрузка..

Яндекс.Метрика

Уведомление