Ассоциация АЭРОНЕТ

Ассоциация эксплуатантов и разработчиков
беспилотных авиационных систем

Федеральный закон "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов" (1 чтение)

Вносится Правительством Российской Федерации 

Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации

в части использования беспилотных воздушных судов

Статья 1

Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2011, № 7, ст. 901; 2012, № 31, ст. 4318; 2014, № 30, ст. 4254) следующие изменения:

1) подпункт 2 пункта 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

"2) гражданские воздушные суда, беспилотные авиационные системы, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением:

пилотируемых гражданских воздушных судов, на которые сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании аттестата о годности к эксплуатации или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды, а также пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее;

беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании аттестата о годности к эксплуатации или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды, а также беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее.";

2) в статье 32:

а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

"2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета веса авиационных средств спасания.";

б) дополнить пунктами 4 - 6 следующего содержания:

"4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий одно или несколько беспилотных воздушных судов, а также наземные технические средства и оборудование навигации и связи, используемые для управления полетом такого или таких воздушных судов.";

3) в статье 33:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов авиации общего назначения с массой конструкции 115 килограммов и менее (без учета массы авиационных средств спасания) и беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;

2) государственные воздушные суда.";

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

"11. Следующие воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, регистрируются:

1) гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;

2) сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения - в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации;

3) государственные воздушные суда - в порядке, установленном уполномоченным органом в области обороны по согласованию с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.";

4) в пункте 1 статьи 34 слова "При включении данных о гражданском воздушном судне в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации этому воздушному судну" заменить словами "При государственной регистрации гражданского воздушного судна ему";

5) пункт 1 статьи 36 изложить в следующей редакции:

"1. Гражданские воздушные суда, за исключением пилотируемых гражданских сверхлегких воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее (без учета массы авиационных средств спасения) и беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Использование гражданского воздушного судна, имеющего сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам), выданный на основании указанного акта оценки, для осуществления коммерческих воздушных перевозок не допускается.";

6) пункт 1 статьи 53 после слов "экипажа гражданского воздушного судна," дополнить словами "за исключением пилотируемого гражданского сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее (без учета массы авиационных средств спасания) и беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее,";

7) пункт 1 статьи 56:

а) после слова "Экипаж" дополнить словом "пилотируемого";

б) дополнить абзацами следующего содержания:

"Экипаж беспилотного воздушного судна (внешний экипаж) состоит из одного либо нескольких внешних пилотов, один из которых является командиром беспилотного воздушного судна, а также может включать наблюдателя (наблюдателей) и других лиц, участвующих в управлении беспилотным воздушным судном.

Наблюдателем является член внешнего экипажа, осуществляющий визуальное наблюдение за беспилотным воздушным судном и окружающим его воздушным пространством в целях оказания помощи внешнему пилоту для безопасного выполнения полета.";

8) в статье 57:

а) в пункте 1:

после слов "воздушного судна" дополнить словами ",  за исключением пилотируемого гражданского сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее (без учета массы авиационных средств спасания) и беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее,";

слово "(летчика)" заменить словами "(летчика, внешнего пилота)";

б) пункт 2:

после слова "Командир" дополнить словом "пилотируемого";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Командир беспилотного воздушного судна руководит работой внешнего экипажа беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение полета.";

9) в статье 58:

а) подпункт 2 пункта 1:

после слов "в целях обеспечения безопасности полета" дополнить словом "пилотируемого";

после слов "По прибытии" дополнить словом "пилотируемого";

б) пункт 2 после слов "В случае вынужденной посадки" дополнить словом "пилотируемого";

10) статью 59 после слова "Если" дополнить словом "пилотируемое";

11) в пункте 1 статьи 67:

а) абзац первый после слов "иметь на борту" дополнить словами "в бумажной форме или в случаях, установленных уполномоченным органом в области гражданской авиации, в электронной форме";

б) абзац пятый подпункта 1 после слов "при эксплуатации сверхлегких" дополнить словами "и беспилотных";

в) подпункт 2 дополнить словами ", за исключением членов внешнего экипажа беспилотного воздушного судна";

12) пункт 2 статьи 84 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:

"6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.";

13) пункт 3 статьи 86 после слов "Терпящее или потерпевшее бедствие" дополнить словом "пилотируемое";

14) в статье 88:

а) пункт 1:

после слов "потерпевших бедствие" дополнить словом "пилотируемых";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных воздушных судов организуется и осуществляется эксплуатантом (владельцем).";

б) пункт 4 после слова "Полеты" дополнить словом "пилотируемых";

15) пункт 3 статьи 89 после слов "потерпевшего бедствие" дополнить словом "пилотируемого";

16) подпункт 2 пункта 2 статьи 96 дополнить словами ", наземные технические средства и оборудование навигации и связи, используемые для управления полетом беспилотных воздушных судов";

17) в статье 132:

а) пункт 1 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого";

б) пункт 2 после слова "экипажа" дополнить словом "пилотируемого".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трехсот шестидесяти дней после дня его официального опубликования.

 

           Президент

Российской Федерации

Яндекс.Метрика

Уведомление